Lady Katrine предлагает Вам запомнить сайт «Своими руками»
Вы хотите запомнить сайт «Своими руками»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поделись своими работами!

Правильно организовать пространство можно даже в крошечной квартире

развернуть

Русское православиеТак уж ли сильно русское православие отличается от язычества? Историки и этнографы давно отметили, что после Крещения Руси многие древние языческие боги отнюдь не потеряли своих почитателей.

Просто этих богов стали чтить под другими именами - именами православных святых: громовержец Перун стал называться пророком Ильей, прядущая людские судьбы Макошь - Параскевой-Пятницей и так далее. Исследователи отмечают, что в реальности, традиционная вера русской деревни IX-XIX вв. ровно в той же степени являлось православием, сколько гаитянское вуду или бразильская сантерия - католичеством.

 

На первый взгляд слова "православие" и "пантеон" кажутся несовместимыми - ведь даже православный символ веры начинается словами "верую во единаго Бога", и тем не менее, даже после Крещения Руси пантеон древних богов продолжал существовать. Русский крещеный землепашец упорно, из века в век именовал богами тех, кого церковь велела называть святыми. Вот, вкратце, список этих божеств, чье почитание продолжалось до XIX, а местами и до ХХ века: Власий - коровий Бог, Мамант - овечий Бог, Зосима и Савватий - пчелиные Боги, Василий Кесарийский - свиной Бог, Флор и Лавр - конские Боги, Козьма и Демьян - куриные Боги.

Культ этот мы можем проследить, следуя вглубь веков от одного упоминания к другому. В XVIII столетии на исповеди спрашивали "образы святыя Богами не называешь ли?". "Последование о исповедании" Гавриила Добужинского строго обличаются те, кто называет Богами образа святых. В 1667 году собор специально отмечает, что "неискусны людие своя си иконы Боги своя именуют, чесо ради явствуются не знати единства Божия, паче же многобожие непщевати".

Что там "неискусные людие", если сам суздальский архиепископ Стефан был в 1660 году обвинен в том, что величал Василия Кесарийского "свиным Богом". А за полвека до него посетивший Россию безымянный спутник англичанина А. Дженкинсона писал так "многие, большая часть бедняков, на вопрос "сколько Богов", ответила бы "очень много", так как они считают всякий имеющийся у них образ за Бога". Как видим, церковь бичевала культ деревенских Богов, как идолопоклонство и многобожие, проще говоря - язычество.

Не сомневались в этом и исследователи "русского православного пантеона". Владимир Даль относил обычай "в известных случаях обращаться с молитвою исключительно к тому или другому св. угоднику", в частности, "от скотского падежа - св. Медосту, также Власию, от конского падежа - св. Флору и Лавру, об овцах - св. Мамонту или св. Анастасии, о свиньях - св. Василию Великому, о пчелах - св. Зосиме и Савватию, о курах - св. Козме и Дамиану" и к другим "остаткам язычества".

К истокам "православного пантеона"
Впоследствии к теме "православного пантеона" обращались многие исследователи духовной жизни русского народа, однако никто еще, кажется, не задался вопросом - когда и как именно возникло русское православие - это странное слияние язычества и христианства. Любопытно, что взаимоотношения деревенских Богов с покровительствуемой живностью были не совсем христианскими, если не сказать совсем нехристианскими!

Так, коровы назывались "Власьевым родом" - то есть "коровий Бог" Власий мыслился родоначальником коров, их праотцем, наподобие того, как в духовном стихе "Голубиная книга", столь же причудливо сочетающем христианские имена и символы с откровенным язычеством, перечисляются "отцы" или "матери" зверей, птиц, рыб, деревьев. Вселенная представляется одним огромным племенем, а каждый род живых существ и явлений имеет своего прародителя и главу, "всем зверям (птицам, рыбам и т.д.) отца (мати)" - Индрик-зверя, Стратим-птицу, Кита-рыбу и т.д.

Деревенские Боги - покровители и, видимо, предки коров, овец, кур, прекрасно в такое мировоззрение вписываются. Но как и когда православные святые заняли столь странное место в мировоззрении русских людей? Ведь, скажем, Флор и Лавр при жизни не имели никакого касательства к коневодству, и, возможно, верхом-то никогда не ездили. Однако русские люди не только произвели их в "конских Богов" или даже "лошадиного Бога" - в единственном числе! - но и на иконах желали видеть их, вопреки канонам, с лошадьми и конюхами, что в 1709 году обличал Дмитрий Ростовский - "суть небылица!", а через тринадцать лет даже запретил особым указом святейший Синод.

Все равно рисовали. Так же "досталось" и "коровьему Богу" Модесту. Если другой "коровий Бог", Власий, и впрямь был при жизни пастухом, то на иконы его "коллеги" коровы забрели именно из деревенского пантеона, нимало не смущаясь своим отсутствием в житиях святого.


Вновь следовали запреты - и точно так же оставались втуне. Наряду с иконами, древних языческих богов почитали и в предметах, ничего общего не имевших с православным культом. Икона Власия вполне могла быть заменена, как оберег хлева или же при "опашке" села от "скотьей смерти" - падежа скота - медвежьим черепом. Причем, и икона, и череп именовались в таком случае "скотьим Богом"!

"Куриным Богом" могли называться не только святые Козьма и Демьян, но и подвешиваемые в курятнике дырявые предметы – камни с естественными отверстиями, древние каменные топоры и молоты (любопытно, что Козьма и Дамиан были в народном православии еще и "божьими кузнецами" или "ремесленным богом"), горшки без дна, лапти без подошвы, наконец, отбитые горла кринок. Вряд ли отождествление святого (точнее, целых двух святых!) с дырявым лаптем можно назвать  христианским ортодоксальным подходом. Так что корни культа деревенских Богов надо искать вне православной традиции.

Нечто на диво похожее обнаруживается у ближайших соседей и сородичей восточных славян - балтов. Кроме "высоких" Божеств, зачастую общих со славянами, таких как Див-Диевс, Перун-Перкун, Велес-Велс, Лада, наконец, существовал слой, который исследователи мифологии балтов, Топоров и Иванов называют "вторым слоем". Тут все Боги русского православного крестьянина найдут себе полные подобия - Мамант, овечий Бог, соответствует Эратинису, покровительствующему этим животным. Бубилас, как Зосима с Савватием, опекает пчел. Карвайтис, подобно Власию и Медосту - коров. Кремата или Кяуле Крюкас покровительствует свиньям - как Василий Кесарийский. Конским Богам Флору и Лавру соответствуют Усиньш (ему приносят два хлебца, отчего ученые предполагают, что Усиньши - пара близнецов, вроде близких им индоарийских Ашвинов) и некий Хаурирари, что несколько созвучно именам Флора и Лавра.

Итак, можно сказать, ясно, что пантеон русской православной деревни - наследие язычества. Возникает другой вопрос - КАК он возник?

От идолов - к иконе и фетишу
Здесь нам поможет не ретроспектива - следование за сообщениями источников про культ деревенских Богов в прошлое. Скорее здесь уместен метод этнографических аналогий. У народов Поволжья и Прикамья вытеснение откровенного язычества двоеверием произошло не в далеком Средневековье, как у восточных славян и балтов, а в Новое Время, на глазах этнографов. И тут вырисовываются весьма любопытные схождения.

Некогда родовые Божки удмуртов, так называемые воршуды, почитались в виде идолов. Глиняные, деревянные, серебряные, даже вылепленные из теста, в виде людей или человекоподобных существ, в виде коней, быков, лебедей, деревянного, с железным клювом, гуся...Вскоре, однако, эти идолы исчезли. В центре обрядов удмуртов-язычников оказался вместо них уже знакомый нам "тандем" фетиша (воршудного короба с почитаемыми предметами) и... православной иконы.

Иконы ("оброс", от русского "образ") хранились в домах жрецов-вoсясей, во время языческих обрядов торжественно выносились на святилище. Ведь хранить идолов стало во время христианизации весьма небезопасно. Хранитель идолов тем самым изобличал себя, как язычник. Подобное поведение означало - прямо напрашиваться на неприятности, из которых наименьшей, пожалуй, было то, что на упорствующего "идолопоклонника" перекладывали снятые с лояльных к новой вере соплеменников. О худших говорить нечего - было и битье кнутом, и вырванные ноздри, и колодки, и ссылки... прежние святыни частью истреблялись ретивыми проповедниками (один только священник П. Мышкин похвалялся уничтожением полусотни воршудов), частью припрятывались самими удмуртами - от греха.

Вот и приходилось обходиться нейтральными на вид фетишами. Кто станет разбираться, что за берестяной короб с беличьим хвостом, щучьей головой и крылом тетерева стоит на полке в превратившейся в летнюю кухню домашней молельне-куа? И уж подавно благонадежно выглядели иконы. Между тем иконы эти, как уже было сказано, хранили зачастую не просто язычники, а жрецы!

Удмурты, конечно, не были чем-то особенным в смысле превращения христианских образов в предмет языческих обрядов. Известен случай, когда на капище западносибирского племени обреталась икона-складень с изображением Богоматери, Христа и Николая Угодника, заботливо укутанная в дорогие меха и щедро смазанная жиром и кровью. На вопрос, кто изображен на иконе, служители святилища без заминки ответили - соответственно, Добрый Шайтан, Великий Шайтан и Строгий Шайтан.

Наконец, еще один любопытный пример мы встречаем в другом конце света, у людей совершенно иной культуры, языка, расы. Африканские невольники в Америке также были лишены своих святынь. Естественно, набивавшие корабли "черным деревом" работорговцы не предусматривали в переполненных трюмах места для идолов. Да и на новом месте изготавливать идолов было небезопасно. Хозяева, кто из христианского рвения, кто из страха перед злокозненной магией чернокожих, жестоко преследовали "идолопоклонство" своей живой собственности.

Выход, к которому прибегли рабы, буквально повторяет тот, которым пользовались удмурты, и, по всей видимости, средневековые русские язычники. Они почитали своих Богов в образе католических святых и фетишей. Так, Богиня моря Йеманжи чтилась в виде статуй Мадонны и/или морской раковины. Бог войны и железа Шанго - в виде статуй святой Варвары (атрибутом великомученицы был топор) и/или железного топора. В синкретических культах Латинской Америки (вуду, умбанда, сантерия и др.) такое почитание длится до сих пор. В русских деревнях Средневековья, с уверенностью можно сказать, происходило то же самое, тем паче, что с русскими язычниками церковные и светские власти церемонились много меньше - все-таки крещение удмуртов пришлось в основном на просвещенный XVIII век.

 


Опубликовано 06.01.2020 в 18:00
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Как в кухню на 6 метров вмес…

Как в кухню на 6 метров вместить все необходимое: секреты комфортной и функциональной планировки

23 янв, 16:00
+2 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Повторить не захочется: худш…

Повторить не захочется: худшие дизайнерские решения для Вашего дома

19 янв, 16:00
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Невероятное «космическое» пе…

Невероятное «космическое» печенье, с приготовлением которого справится даже начинающий кулинар

19 янв, 12:00
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Изящный светильник из изолон…

Изящный светильник из изолона своими руками

28 янв, 16:00
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
3 неожиданных способа выращи…

3 неожиданных способа выращивания зеленого лука

10 фев, 12:00
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Простейший способ починить б…

Простейший способ починить бегунок, который сэкономит массу денег

22 янв, 16:00
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Шикарный декор холодильника.…

Шикарный декор холодильника. Проще простого

20 янв, 14:00
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Без яиц и без духовки: мягки…

Без яиц и без духовки: мягкий и ароматный цитрусовый кекс из 1 апельсина

20 янв, 12:00
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Превращение простой стеклянн…

Превращение простой стеклянной вазы в дизайнерскую

20 янв, 10:00
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Наши Люди

1925 пользователям нравится сайт cpykami.mirtesen.ru

Лучшее за неделю
Сбился пуховик после стирки? Вот лёгкий способ разбить комки пуха

Сбился пуховик после стирки? Вот лёгкий способ разбить комки пуха

После стирки либо долгой носки пуховик сбивается в комки пуха внутри, и вы не знаете, как их разбить? Эта весьма распространённая проблема может быть решена легко и просто. Потребуется всего 10 минут вашего времени и… простая вешалка. Youtube | Секонд-хенд оптом ОБНОВОЧКА Предвар…

12 фев, 10:00
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Зеленый лук без проблем: выращиваем с землей и без вне зависимости от сорта

Зеленый лук без проблем: выращиваем с землей и без вне зависимости от сорта

Зеленый лук — неизменный источник витаминов, нехватка которых особо сказывается к концу зимы и ранней весной, когда до новой зелени еще далеко. Отправиться за ним можно и в супермаркет или на рынок, но гарантий того, что вместо пользы вы получите напичканный стимулятором роста и прочей хи…

12 фев, 12:00
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Таким подарком Вы точно удивите и обрадуете любого мужчину

Таким подарком Вы точно удивите и обрадуете любого мужчину

Бывает очень нелегко придумать оригинальный подарок для мужчины. Однако, бутылка коньяка, необычно оформленная своими руками, без сомнения, станет отличным подарком для представителя сильного пола. Для работы потребуются следующие материалы: бутылка коньяка или другого напитка; ко…

12 фев, 14:00
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Сейчас обсуждают
20 милых бабушек, которые изменили свои седые волосы на яркие образы. Возраст это просто число!

20 милых бабушек, которые изменили свои седые волосы на яркие образы. Возраст это просто число!

Какими мы привыкли видеть бабушек? Чаще всего, это скромные старушки с седыми волосами, или головой, покрытой платочком, которые выделяются только своим почтенным возрастом и доброй улыбкой. Однако для некоторых пожилых женщин возраст — это просто цифры, но никак не состояние души. Эт…

14 фев, 20:00
0 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Скачет стиральная машинка? Вот простое решение проблемы

Скачет стиральная машинка? Вот простое решение проблемы

Отслужив верой и правдой долгие годы, стиральная машинка, не смотря на исправную работу, начинает «скакать» во время стирки и особенно — режима отжима? Это ещё не значит, что нужно покупать новую машинку или же относить старую в ремонт. Устранить эту проблему вы можете за считанные минуты…

8 янв, 14:00
+2 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Нежнейший шоколадный чизкейк без выпечки и лишних хлопот

Нежнейший шоколадный чизкейк без выпечки и лишних хлопот

Нежнейший, тающий во рту и шоколадно-сливочный чизкейк стоит того, чтобы хотя бы раз его приготовить. Тем более, что в приготовлении вам даже не понадобится духовка! Чизкейк не содержит в своём составе желатин, а сам рецепт очень простой и интуитивно понятный. Опробуйте этот вкуснейший де…

18 дек 19, 12:00
0 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0